11:15:07 (GMT +5), пятница, 28 апреля 2017
O‘zbekcha На русском In English
Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


13 февраля 2017

Алишер Навои: Неиссякаемый источник духовности

К творчеству Навои мы обращаемся не ради Навои, а прежде всего для себя, своих духовных потребностей и интересов.

Не будет преувеличением сказать, что имеющее непреходящее значение творчество Алишера Навои является вершиной в многовековой истории нашей литературы, вечным духовным источником для нашего народа. Его произведения, в которых национальный дух переплетается с общечеловеческими ценностями, а глубина мысли - с гармонией чувств и стремлением к истине, ставят великого поэта и мыслителя в один ряд с величайшими деятелями мировой литературы и искусства.

Несомненно, такие великие личности, как Навои, появляются на свет не случайно. Для этого необходимы соответствующая сформировавшаяся социально-культурная атмосфера в обществе, хорошо развитые экономико-политические условия, интеллигенция, обладающая тонким вкусом и высоким уровнем образованности. Личность и мировоззрение Навои неразрывно связаны с великой империей, которую создал Сахибкиран Амир Темур, с ранее невиданным культурно-просветительским, научно-практическим подъемом общества.

Насколько Амир Темур повлиял на судьбу великого ученого и правителя Мирзо Улугбека, настолько и представитель Темуридов Хусейн Байкара вложил особый вклад в становление Навои. Поэт с особой благодарностью признает роль Байкары в совершенствовании произведения "Хазойин ул-маоний", состоящего из четырех самостоятельных диванов, а также в создании великолепного поэтического памятника - "Хамса" ("Пятерица").

Хусейн Байкара, являясь правителем-поэтом, просветителем, ценителем науки и литературы, также поддерживал и других представителей культуры и искусства. Но никто из них не мог сравниться с гением Навои, который чрезвычайно глубоко осознавал поэтический и граждан­ский долг в деле процветания и благополучия родной страны, счастливой жизни своего народа.

На Востоке бытовало мнение о том, что если в сердце поэта не горит пламя боли и страдания, значит он не поэт, а просто рифмоплет. Также и в поэзии Навои, который прежде всего был выдающимся творцом, опиравшимся на глубокую мысль и думы, душевный трепет и страдания. Он чувствовал, что его сердце переполнено любовью к родной земле, заботами о нации, мечтой об истине. В одном из своих стихов он писал:

Когда страдает сердце от злоречья,

В нем боль - как от жестокого увечья.

Великий поэт, посвятивший всю свою жизнь и творчество интересам простого человека, трудолюбивого народа, не мог допустить и мысли впустить ложь в мир поэзии, строить поэтические строки для достижения каких-то корыстных целей или интересов путем обмана или введения в заблуждение читателей. Следуя правде жизни, стремлению к справедливости, он пишет:

Когда в тебе достаточно терпенья,

Любым задачам ты найдешь решенье.

Поэт призывает каждого человека изменить свой внутренний мир, быть ответственным за свою судьбу. Ибо человек рождается не для того, чтобы жить в зависимости, угнетении, мириться с нищетой и несчастьем. Насколько борьба и стремление изменить жизнь, созидательность возвышают ценность и усиливают роль человека, возвеличивают его, настолько это обновляет и преображает саму жизнь. Практическое воплощение слов великого поэта и мыслителя, чьи деяния и творения и сегодня служат маяком духовности, наглядно видно в происходящих сегодня в нашей стране социальных, экономических, культурных и духовных переменах и преобразованиях.

Осмысление внутреннего мира творчества Навои - это как знание проблем человечности, так и понимание секретов божественной силы. Поэтому не случайно в поэзии Навои крае­угольным камнем осознания человеческой личности, гармонии чувств и мыслей является любовь. Говоря о ней, поэт и мыслитель подразумевал не только понятие любить и быть любимым, а также зрелость и глубину в просвещении, совершенство в духовно-нравственной жизни. Воспетая Алишером Навои любовь - это любовь, всецело обращенная к жизни, всему сущему и Вселенной. Хотя в этой любви, где на одном крыле - метафора, аллегория, на втором - истина, превалирует горечь разлуки, расставания и бесконечной боли, ее истинную суть и основу составляют вечная красота и высокие истины. Все основные вопросы, касающиеся мира, эпохи, общества и народа, Навои решает зачастую с точки зрения страстно влюбленного человека и мыслителя. Это великое чувство в его понимании является источником вечного благополучия, немеркнущей жизни, оно очищает сердце и душу человека от склонности к самолюбию, преходящих чувств и переживаний. Являясь убежденным в том, что без истинной любви мир станет бедным и скудным, а душа человека останется не осветленной от зла и невежества, поэт выразил свою мысль в следующих строках:

Не стоит - говорят, - любви

жизнь не отдавший за любовь,

Пусть за любовь, о Навои,

сто жизней будут отданы!

Неслучайно, нравственность, лишенную любви и добра, поэт воспринимает как безнравственность, а науку без любви - как невежество.

Спустя века имя Навои, его творчество и идеи служат путеводной звездой новым поколениям в духовно-нравственном становлении личности, определении верного жизненного пути, помогают в развитии языка и просветительства.

Следуя его напутствию, мы должны осознать необходимость очищения души, важность жизни во имя блага других, ставить перед собой высокие цели и опираться при этом на радость душевного состояния. Между тем Навои, говоря о том, что уже сама алчность и корысть нарушают и наносят вред миру и трудно найти человека, которому был бы чужд этот порок, также предупреждал грядущие поколения от таких зол:

Когда корысть звучит в словах, не верь

Ни лести женщины, ни проискам мужчины.

Безусловно, найдутся те, кто комментирует или анализирует эти строки по-другому. Однако возникает вопрос: сколько же среди них тех, кто, прочитав их, сможет правильно определить свою приверженность к одной из сторон? Поиск ответа на этот вопрос, несомненно, призывает общество к постоянной бдительности, нравственной пробужденности.

И по мере того, как мы стараемся все глубже изучать Навои, не только в теории, но и на практике применять его советы, все больше сокращается расстояние между нами, стираются преграды в его осмыслении, понимании.

Чтобы постичь высокую духовность, глубину, свободу мысли каждого произведения, бейта или строки Алишера Навои, недостаточно лишь овладевать знаниями и науками, опираться на них, а следует связывать науку с просвещением, то есть, объединив возникшие мысли, как плод разума и логики, стараться достичь более высокого уровня наблюдательности и умения анализировать. Только тогда появится возможность решения самой большой и сложной проблемы человечества - осмысления человеком самого себя и расширятся ряды людей, способных воплотить в жизнь строки Навои:

Зовется человеком только тот,

Кто болью человеческой живет.

* * *

Тому, кто свет искал и знания постиг,

Достойный ученик нужнее всяких книг.

Я многого постиг, но нищ учениками.

Быть может потому, что сам я ученик.

Следует помнить, что без этого любой успех и удача человека могут быть зыбкими и бесполезными.

Нация с ослабленной силой и потенциалом величия не сможет раскрыть грани таланта даже самого великого своего деятеля искус­ства. И упрощая образцы его творчества, идет по пути их приспособления к интересам и потребностям повседневной жизни. Такой подход наблюдался в период господства колониального советского строя в пропаганде научно-литературного наследия Навои. Поэтому было запрещено рассуждать о взаимосвязи поэта с исламской религией и учением суфизма, возникшего на основе этой религии. Независимость искоренила такую несправедливость. В навоиведении начался совершенно свободный, новый воодушевляющий период. За относительно короткое время опубликованы сотни научных статей, десятки брошюр, монографий и книг на различную тематику, посвященных исследованию научно-литературного наследия поэта. Десятитомное полное собрание сочинений Навои стало долгожданным подарком для почитателей его творчества. В прошлом году были изданы двухтомник поэта "Шохбайтлар" и книга "Алишер Навоий. Комусий лугат", завершена работа над изданием "Навоий энциклопедияси". С нового года начаты фундаментальные исследования на тему "Восточный Ренессанс и творчество Алишера Навои".

Следует помнить одну важную истину: к творчеству Навои мы обращаемся не ради Навои, а прежде всего для себя, своих духовных потребностей и интереса. По сути мы не можем изменить Навои, но Навои меняет нас. У человека, с любовью читающего и постигающего творчество великого поэта, совершенствуется личность, обязательно происходят изменения и рост в его природе, характере, мировоззрении.

Имя Навои и его творчество объединяют людей вокруг бескорыстной веры и убеждений, пробужденной совести. В следующих гуманистических строках он предугадал мечты и чаяния человечества на многие столетия вперед:

Поймите, люди всей земли -

вражда плохое дело,

Живите в дружбе меж собой -

нет лучшего удела.

По общему мнению ученых, любовь к Родине и народу, неуклонное следование праведному пути, стремление быть приверженным справедливости в любой ситуации для Навои были незыблемыми условиями совершенности личности. И если мы считаем себя достойными последователями творений, мыслей и дел своего великого предка, то должны быть заинтересованы в изучении и глубоком познании, осмыслении творчества Навои. А значит, мы не вправе допускать равнодушия на этом пути.



Автор: Газета «Правда Востока»
Просмотров: 674