19:18:07 (GMT +5), вторник, 21 февраля 2017
O‘zbekcha На русском In English
Размер шрифта:    
Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан
Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


13 февраля 2017

Алишер Навои: Неиссякаемый источник духовности

К творчеству Навои мы обращаемся не ради Навои, а прежде всего для себя, своих духовных потребностей и интересов.

Не будет преувеличением сказать, что имеющее непреходящее значение творчество Алишера Навои является вершиной в многовековой истории нашей литературы, вечным духовным источником для нашего народа. Его произведения, в которых национальный дух переплетается с общечеловеческими ценностями, а глубина мысли - с гармонией чувств и стремлением к истине, ставят великого поэта и мыслителя в один ряд с величайшими деятелями мировой литературы и искусства.

Несомненно, такие великие личности, как Навои, появляются на свет не случайно. Для этого необходимы соответствующая сформировавшаяся социально-культурная атмосфера в обществе, хорошо развитые экономико-политические условия, интеллигенция, обладающая тонким вкусом и высоким уровнем образованности. Личность и мировоззрение Навои неразрывно связаны с великой империей, которую создал Сахибкиран Амир Темур, с ранее невиданным культурно-просветительским, научно-практическим подъемом общества.

Насколько Амир Темур повлиял на судьбу великого ученого и правителя Мирзо Улугбека, настолько и представитель Темуридов Хусейн Байкара вложил особый вклад в становление Навои. Поэт с особой благодарностью признает роль Байкары в совершенствовании произведения "Хазойин ул-маоний", состоящего из четырех самостоятельных диванов, а также в создании великолепного поэтического памятника - "Хамса" ("Пятерица").

Хусейн Байкара, являясь правителем-поэтом, просветителем, ценителем науки и литературы, также поддерживал и других представителей культуры и искусства. Но никто из них не мог сравниться с гением Навои, который чрезвычайно глубоко осознавал поэтический и граждан­ский долг в деле процветания и благополучия родной страны, счастливой жизни своего народа.

На Востоке бытовало мнение о том, что если в сердце поэта не горит пламя боли и страдания, значит он не поэт, а просто рифмоплет. Также и в поэзии Навои, который прежде всего был выдающимся творцом, опиравшимся на глубокую мысль и думы, душевный трепет и страдания. Он чувствовал, что его сердце переполнено любовью к родной земле, заботами о нации, мечтой об истине. В одном из своих стихов он писал:

Когда страдает сердце от злоречья,

В нем боль - как от жестокого увечья.

Великий поэт, посвятивший всю свою жизнь и творчество интересам простого человека, трудолюбивого народа, не мог допустить и мысли впустить ложь в мир поэзии, строить поэтические строки для достижения каких-то корыстных целей или интересов путем обмана или введения в заблуждение читателей. Следуя правде жизни, стремлению к справедливости, он пишет:

Когда в тебе достаточно терпенья,

Любым задачам ты найдешь решенье.

Поэт призывает каждого человека изменить свой внутренний мир, быть ответственным за свою судьбу. Ибо человек рождается не для того, чтобы жить в зависимости, угнетении, мириться с нищетой и несчастьем. Насколько борьба и стремление изменить жизнь, созидательность возвышают ценность и усиливают роль человека, возвеличивают его, настолько это обновляет и преображает саму жизнь. Практическое воплощение слов великого поэта и мыслителя, чьи деяния и творения и сегодня служат маяком духовности, наглядно видно в происходящих сегодня в нашей стране социальных, экономических, культурных и духовных переменах и преобразованиях.

Осмысление внутреннего мира творчества Навои - это как знание проблем человечности, так и понимание секретов божественной силы. Поэтому не случайно в поэзии Навои крае­угольным камнем осознания человеческой личности, гармонии чувств и мыслей является любовь. Говоря о ней, поэт и мыслитель подразумевал не только понятие любить и быть любимым, а также зрелость и глубину в просвещении, совершенство в духовно-нравственной жизни. Воспетая Алишером Навои любовь - это любовь, всецело обращенная к жизни, всему сущему и Вселенной. Хотя в этой любви, где на одном крыле - метафора, аллегория, на втором - истина, превалирует горечь разлуки, расставания и бесконечной боли, ее истинную суть и основу составляют вечная красота и высокие истины. Все основные вопросы, касающиеся мира, эпохи, общества и народа, Навои решает зачастую с точки зрения страстно влюбленного человека и мыслителя. Это великое чувство в его понимании является источником вечного благополучия, немеркнущей жизни, оно очищает сердце и душу человека от склонности к самолюбию, преходящих чувств и переживаний. Являясь убежденным в том, что без истинной любви мир станет бедным и скудным, а душа человека останется не осветленной от зла и невежества, поэт выразил свою мысль в следующих строках:

Не стоит - говорят, - любви

жизнь не отдавший за любовь,

Пусть за любовь, о Навои,

сто жизней будут отданы!

Неслучайно, нравственность, лишенную любви и добра, поэт воспринимает как безнравственность, а науку без любви - как невежество.

Спустя века имя Навои, его творчество и идеи служат путеводной звездой новым поколениям в духовно-нравственном становлении личности, определении верного жизненного пути, помогают в развитии языка и просветительства.

Следуя его напутствию, мы должны осознать необходимость очищения души, важность жизни во имя блага других, ставить перед собой высокие цели и опираться при этом на радость душевного состояния. Между тем Навои, говоря о том, что уже сама алчность и корысть нарушают и наносят вред миру и трудно найти человека, которому был бы чужд этот порок, также предупреждал грядущие поколения от таких зол:

Когда корысть звучит в словах, не верь

Ни лести женщины, ни проискам мужчины.

Безусловно, найдутся те, кто комментирует или анализирует эти строки по-другому. Однако возникает вопрос: сколько же среди них тех, кто, прочитав их, сможет правильно определить свою приверженность к одной из сторон? Поиск ответа на этот вопрос, несомненно, призывает общество к постоянной бдительности, нравственной пробужденности.

И по мере того, как мы стараемся все глубже изучать Навои, не только в теории, но и на практике применять его советы, все больше сокращается расстояние между нами, стираются преграды в его осмыслении, понимании.

Чтобы постичь высокую духовность, глубину, свободу мысли каждого произведения, бейта или строки Алишера Навои, недостаточно лишь овладевать знаниями и науками, опираться на них, а следует связывать науку с просвещением, то есть, объединив возникшие мысли, как плод разума и логики, стараться достичь более высокого уровня наблюдательности и умения анализировать. Только тогда появится возможность решения самой большой и сложной проблемы человечества - осмысления человеком самого себя и расширятся ряды людей, способных воплотить в жизнь строки Навои:

Зовется человеком только тот,

Кто болью человеческой живет.

* * *

Тому, кто свет искал и знания постиг,

Достойный ученик нужнее всяких книг.

Я многого постиг, но нищ учениками.

Быть может потому, что сам я ученик.

Следует помнить, что без этого любой успех и удача человека могут быть зыбкими и бесполезными.

Нация с ослабленной силой и потенциалом величия не сможет раскрыть грани таланта даже самого великого своего деятеля искус­ства. И упрощая образцы его творчества, идет по пути их приспособления к интересам и потребностям повседневной жизни. Такой подход наблюдался в период господства колониального советского строя в пропаганде научно-литературного наследия Навои. Поэтому было запрещено рассуждать о взаимосвязи поэта с исламской религией и учением суфизма, возникшего на основе этой религии. Независимость искоренила такую несправедливость. В навоиведении начался совершенно свободный, новый воодушевляющий период. За относительно короткое время опубликованы сотни научных статей, десятки брошюр, монографий и книг на различную тематику, посвященных исследованию научно-литературного наследия поэта. Десятитомное полное собрание сочинений Навои стало долгожданным подарком для почитателей его творчества. В прошлом году были изданы двухтомник поэта "Шохбайтлар" и книга "Алишер Навоий. Комусий лугат", завершена работа над изданием "Навоий энциклопедияси". С нового года начаты фундаментальные исследования на тему "Восточный Ренессанс и творчество Алишера Навои".

Следует помнить одну важную истину: к творчеству Навои мы обращаемся не ради Навои, а прежде всего для себя, своих духовных потребностей и интереса. По сути мы не можем изменить Навои, но Навои меняет нас. У человека, с любовью читающего и постигающего творчество великого поэта, совершенствуется личность, обязательно происходят изменения и рост в его природе, характере, мировоззрении.

Имя Навои и его творчество объединяют людей вокруг бескорыстной веры и убеждений, пробужденной совести. В следующих гуманистических строках он предугадал мечты и чаяния человечества на многие столетия вперед:

Поймите, люди всей земли -

вражда плохое дело,

Живите в дружбе меж собой -

нет лучшего удела.

По общему мнению ученых, любовь к Родине и народу, неуклонное следование праведному пути, стремление быть приверженным справедливости в любой ситуации для Навои были незыблемыми условиями совершенности личности. И если мы считаем себя достойными последователями творений, мыслей и дел своего великого предка, то должны быть заинтересованы в изучении и глубоком познании, осмыслении творчества Навои. А значит, мы не вправе допускать равнодушия на этом пути.



Автор: Газета «Правда Востока»
Просмотров: 312