19:17:43 (GMT +5), вторник, 21 февраля 2017
O‘zbekcha На русском In English
Размер шрифта:    
Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан
Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


14 февраля 2017

Сады великих Бабуридов

Сегодня мы отмечаем 534-летие со дня рождения великого государственного деятеля, ученого и поэта Захириддина Мухаммада Бабура.

После обретения Узбекистаном независимости научное наследие нашего великого предка глубоко изучается. Созданный Международный общественный фонд имени Ба-бура регулярно проводит различные экспедиции, организовывает научные конференции. К его богатому творчеству проявляют интерес как в Европе, так и на Востоке. Прославивший узбекский народ на весь мир, он учит беречь исторические и духовные ценности, смотреть в будущее с уверенностью и верой.

Эстетические вкусы, социально-философские взгляды потомка Амира Темура Захириддина Мухаммада Бабура (1483—1530), его внутренний духовный мир и мировоззрение формировались на гениальных произведениях Алишера Навои, Абдурахмана Джами, Лутфи и других классиков Востока.

Вокруг маленького Бабура с ранних лет звучали три языка, он легко освоил старый тюркский язык, а также персидский и арабский языки, свойственные образованнейшим людям. Он декламировал строки из великой «Шахнаме», воспевающей победы и поражения героических царевичей, ловко сочинял рубаи (четверостишия), «бабури», написанные на тюркском языке. Самый его знаменитый труд «Бабурнаме», написанный на чагатайском наречии тюркского языка, ярко повествует о событиях и исторических фактах, позволяя читателю ощутить атмосферу ушедших дней.

Бабур всегда чувствовал ответственность за страну и народ. Он ставил перед собой задачу — восстановить государство Темуридов, создать империю, сосредоточенную вокруг Самарканда, таким образом, осуществить мечту Сахибкирана. Но желаниям не суждено было сбыться. Волею судьбы он взошел на трон в Кабуле. И первое, что сделал Мирзо Бабур, — это была закладка террасных садов с журчащими, ниспадающими ручьями. Одним из таких мест был Баги-Софа (Сад непорочности), построенный в 1519 году.

Он построил по меньшей мере 10 садов, большей частью террасных: «Баги-Софа» (Сад непорочности) в Калла Кахар, «Баги-Бинафша» (Сад фиалок), «Баги-Бехишт» (Райский сад), «Баги-Чинар» (Сад платанов), а также другие сады: Сад верности, Сад, украшающий город, Сад, пленяющий сердце, Сад лунного света. Он также заложил парк на холме, который назвал «Чор-баг» в память о садах Самарканда.

Следует отметить, что темуридские сады Самарканда, несомненно, служили прообразами для садов Мирзо Бабура и его потомков, что отражало его святую любовь и благоговение к Родине. Через всю свою жизнь Бабур пронес мечту о садах и дворцах древнего города и, где бы ни был, всегда облагораживал территории, строил величественные дворцы, утопающие в пышных садах.

Создав свою империю в Северной Индии со столицей в городе Агра, он заложил там сады по образцам Самарканда и Герата. По его словам, индусы их называли «Кабули».

С приходом Бабура Индия узнала любовь к ландшафтной архитектуре, садоводству. Из-за таланта к устройству садов в самых сложных природных условиях и местности народ Хиндустана наградил его прозвищем «Царь-Садовник». Академик И. Муминов, отмечая прогрессивное значение правления Темуридов в Мовароуннахре и Хорасане, справедливо пишет об их потомках: «...особенно Бабур и Акбар- шах в Индии продолжали лучшие традиции, сложившиеся в Средней Азии при Темуре, связанные с развитием экономики и культуры». Увлекаясь селекцией растений, Бабур часто завозил экзотические растения в северные территории. Так, в 1514 году в саду Баги- Вафа в Адинапуре на газонах с клевером Бабур приказал высадить банановые пальмы, апельсиновые деревья и гранатовые саженцы — все это к восторгу местных садовников принялось великолепно. Однако в память о нем остались не только тенистые сады Агры. Там, где проходили Бабуриды, поднимались выстроенные из красного песчаника и белого мрамора дворцы, величественные мечети и усыпальницы. В отличие от прежних империй, Бабуридская, не разрушая местную культуру, становилась центром цивилизованного общества, а не варварских орд.

В мемориальных садах вместо садового павильона или дворца в центре Чор-бага помещался мавзолей-усыпальница, символизирующий встречу бессмертной души усопшего со Всевышним. Захириддин Мухаммад Бабур скончался в 1530 году. Его предали погребению в саду Агры, напротив того места, где позднее был возведен Тадж-Махал, и девять лет там находилась его усыпальница. Но, согласно завещанию Мирзо Бабура, он хотел покоиться в Кабуле, в усыпальнице под открытым небом без какой-либо надстройки над ней и без привратника. Только два бабуридских императора — Бабур и Аурангзеб просили не воздвигать никаких строений на своих могилах. Именно там, в Кабуле, около «Ступеней», где так любил отдыхать Бабур, было произведено перезахоронение. Теперь от его усыпальницы открывается вид на каменную крепость и заснеженные вершины Пагмана.

Строительство мемориального сада Баги-Бабур, обрамляющего усыпальницу, было закончено в 1529 году. Сад был создан в виде 15 каскадных террас, выполненных в традиционном стиле решетчатого «Чор-бага», главная ось которого направлена в сторону Мекки. Усыпальница падишаха Хиндустана находится на территории четырнадцатой террасы под открытым небом на небольшой возвышенности, имеющей название Шах-и-Кабул. Гробница окружена белой стеной, выполненной из мрамора. Преемники Мирзо Ба-бура внесли свой вклад в облагораживание его мемориального сада: Хумаюн, а позже и Акбар вел строительство сада, правнук Джахангир установил мраморную плиту с надписью, а в 1645 году на террасе, расположенной ниже гробницы Бабура, Шахом Джа ханом была построена небольшая мечеть.

Из сорока восьми лет жизни Бабур правил своим государством тридцать шесть. Мирзо Бабур и его преемники — сыновья, внуки и правнуки смогли построить в Индии «новый Самарканд» — город науки и культуры, город его юной мечты.

Эпоха империи Великих Бабуридов имеет не только историческую ценность, она обогатила Индию грандиозными памятниками архитектуры, уникальными литературными и исследовательскими трудами. Монументальными архитектурными объектами Индии, которыми она обязана династии Великих Бабуридов, являются королевский дворцовый комплекс в Фатехпур Сикри, дворцы и сады фортов Агры, Дели и Лахора. Яркими примерами загородных садов, созданных Бабуридами, являются одноименные сады «Шалимар» в Кашмире (1620 г.) и Лахоре (1642 г.), сад «Ачабал» вблизи Анантага, «Чашма Шахи Баг» (1632 г.), сад «Нишат Баг» в Кашмире (1633г.); многочисленные сады внутри фортов Лахора, Дели, Агры; мемориальные сады, обрамляющие мавзолеи императоров: сад Баги-Бабур в Кабуле, сад при мавзолее Хумаюна в Дели, Акбара в Сикандре, Джахангира в Лахоре, Тадж-Махал — мавзолей Шах Джахана и Мумтаз Махал в Агре.

Период правления Захирид дина Мухаммада Бабура и Бабуридов ознаменован многочисленными научными открытиями, развитием точных наук и градостроительством. Значение садово-паркового искусства династий Темуридов и Бабуридов огромно, их сады канонизированы формами, озеленением, архитектурой, обогащены символическим содержанием и ценны историческим контекстом. Если в свое время великий Мирзо Бабур перенес «росток» садовой культуры Средней Азии в Индию, сохранил, взрастил и приумножил его, то теперь мы, его потомки, должны вернуть это «цветущее дерево» садово- паркового искусства на нашу Родину, возрождая традиционную культуру паркостроения Темуридов и Бабуридов, развивая тем самым современную ландшафтную архитектуру.



Автор: Газета «Народное слово»
Просмотров: 225