00:33:45 (GMT +5), воскресенье, 26 марта 2017
O‘zbekcha На русском In English
Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


14 февраля 2017

Сады великих Бабуридов

Сегодня мы отмечаем 534-летие со дня рождения великого государственного деятеля, ученого и поэта Захириддина Мухаммада Бабура.

После обретения Узбекистаном независимости научное наследие нашего великого предка глубоко изучается. Созданный Международный общественный фонд имени Ба-бура регулярно проводит различные экспедиции, организовывает научные конференции. К его богатому творчеству проявляют интерес как в Европе, так и на Востоке. Прославивший узбекский народ на весь мир, он учит беречь исторические и духовные ценности, смотреть в будущее с уверенностью и верой.

Эстетические вкусы, социально-философские взгляды потомка Амира Темура Захириддина Мухаммада Бабура (1483—1530), его внутренний духовный мир и мировоззрение формировались на гениальных произведениях Алишера Навои, Абдурахмана Джами, Лутфи и других классиков Востока.

Вокруг маленького Бабура с ранних лет звучали три языка, он легко освоил старый тюркский язык, а также персидский и арабский языки, свойственные образованнейшим людям. Он декламировал строки из великой «Шахнаме», воспевающей победы и поражения героических царевичей, ловко сочинял рубаи (четверостишия), «бабури», написанные на тюркском языке. Самый его знаменитый труд «Бабурнаме», написанный на чагатайском наречии тюркского языка, ярко повествует о событиях и исторических фактах, позволяя читателю ощутить атмосферу ушедших дней.

Бабур всегда чувствовал ответственность за страну и народ. Он ставил перед собой задачу — восстановить государство Темуридов, создать империю, сосредоточенную вокруг Самарканда, таким образом, осуществить мечту Сахибкирана. Но желаниям не суждено было сбыться. Волею судьбы он взошел на трон в Кабуле. И первое, что сделал Мирзо Бабур, — это была закладка террасных садов с журчащими, ниспадающими ручьями. Одним из таких мест был Баги-Софа (Сад непорочности), построенный в 1519 году.

Он построил по меньшей мере 10 садов, большей частью террасных: «Баги-Софа» (Сад непорочности) в Калла Кахар, «Баги-Бинафша» (Сад фиалок), «Баги-Бехишт» (Райский сад), «Баги-Чинар» (Сад платанов), а также другие сады: Сад верности, Сад, украшающий город, Сад, пленяющий сердце, Сад лунного света. Он также заложил парк на холме, который назвал «Чор-баг» в память о садах Самарканда.

Следует отметить, что темуридские сады Самарканда, несомненно, служили прообразами для садов Мирзо Бабура и его потомков, что отражало его святую любовь и благоговение к Родине. Через всю свою жизнь Бабур пронес мечту о садах и дворцах древнего города и, где бы ни был, всегда облагораживал территории, строил величественные дворцы, утопающие в пышных садах.

Создав свою империю в Северной Индии со столицей в городе Агра, он заложил там сады по образцам Самарканда и Герата. По его словам, индусы их называли «Кабули».

С приходом Бабура Индия узнала любовь к ландшафтной архитектуре, садоводству. Из-за таланта к устройству садов в самых сложных природных условиях и местности народ Хиндустана наградил его прозвищем «Царь-Садовник». Академик И. Муминов, отмечая прогрессивное значение правления Темуридов в Мовароуннахре и Хорасане, справедливо пишет об их потомках: «...особенно Бабур и Акбар- шах в Индии продолжали лучшие традиции, сложившиеся в Средней Азии при Темуре, связанные с развитием экономики и культуры». Увлекаясь селекцией растений, Бабур часто завозил экзотические растения в северные территории. Так, в 1514 году в саду Баги- Вафа в Адинапуре на газонах с клевером Бабур приказал высадить банановые пальмы, апельсиновые деревья и гранатовые саженцы — все это к восторгу местных садовников принялось великолепно. Однако в память о нем остались не только тенистые сады Агры. Там, где проходили Бабуриды, поднимались выстроенные из красного песчаника и белого мрамора дворцы, величественные мечети и усыпальницы. В отличие от прежних империй, Бабуридская, не разрушая местную культуру, становилась центром цивилизованного общества, а не варварских орд.

В мемориальных садах вместо садового павильона или дворца в центре Чор-бага помещался мавзолей-усыпальница, символизирующий встречу бессмертной души усопшего со Всевышним. Захириддин Мухаммад Бабур скончался в 1530 году. Его предали погребению в саду Агры, напротив того места, где позднее был возведен Тадж-Махал, и девять лет там находилась его усыпальница. Но, согласно завещанию Мирзо Бабура, он хотел покоиться в Кабуле, в усыпальнице под открытым небом без какой-либо надстройки над ней и без привратника. Только два бабуридских императора — Бабур и Аурангзеб просили не воздвигать никаких строений на своих могилах. Именно там, в Кабуле, около «Ступеней», где так любил отдыхать Бабур, было произведено перезахоронение. Теперь от его усыпальницы открывается вид на каменную крепость и заснеженные вершины Пагмана.

Строительство мемориального сада Баги-Бабур, обрамляющего усыпальницу, было закончено в 1529 году. Сад был создан в виде 15 каскадных террас, выполненных в традиционном стиле решетчатого «Чор-бага», главная ось которого направлена в сторону Мекки. Усыпальница падишаха Хиндустана находится на территории четырнадцатой террасы под открытым небом на небольшой возвышенности, имеющей название Шах-и-Кабул. Гробница окружена белой стеной, выполненной из мрамора. Преемники Мирзо Ба-бура внесли свой вклад в облагораживание его мемориального сада: Хумаюн, а позже и Акбар вел строительство сада, правнук Джахангир установил мраморную плиту с надписью, а в 1645 году на террасе, расположенной ниже гробницы Бабура, Шахом Джа ханом была построена небольшая мечеть.

Из сорока восьми лет жизни Бабур правил своим государством тридцать шесть. Мирзо Бабур и его преемники — сыновья, внуки и правнуки смогли построить в Индии «новый Самарканд» — город науки и культуры, город его юной мечты.

Эпоха империи Великих Бабуридов имеет не только историческую ценность, она обогатила Индию грандиозными памятниками архитектуры, уникальными литературными и исследовательскими трудами. Монументальными архитектурными объектами Индии, которыми она обязана династии Великих Бабуридов, являются королевский дворцовый комплекс в Фатехпур Сикри, дворцы и сады фортов Агры, Дели и Лахора. Яркими примерами загородных садов, созданных Бабуридами, являются одноименные сады «Шалимар» в Кашмире (1620 г.) и Лахоре (1642 г.), сад «Ачабал» вблизи Анантага, «Чашма Шахи Баг» (1632 г.), сад «Нишат Баг» в Кашмире (1633г.); многочисленные сады внутри фортов Лахора, Дели, Агры; мемориальные сады, обрамляющие мавзолеи императоров: сад Баги-Бабур в Кабуле, сад при мавзолее Хумаюна в Дели, Акбара в Сикандре, Джахангира в Лахоре, Тадж-Махал — мавзолей Шах Джахана и Мумтаз Махал в Агре.

Период правления Захирид дина Мухаммада Бабура и Бабуридов ознаменован многочисленными научными открытиями, развитием точных наук и градостроительством. Значение садово-паркового искусства династий Темуридов и Бабуридов огромно, их сады канонизированы формами, озеленением, архитектурой, обогащены символическим содержанием и ценны историческим контекстом. Если в свое время великий Мирзо Бабур перенес «росток» садовой культуры Средней Азии в Индию, сохранил, взрастил и приумножил его, то теперь мы, его потомки, должны вернуть это «цветущее дерево» садово- паркового искусства на нашу Родину, возрождая традиционную культуру паркостроения Темуридов и Бабуридов, развивая тем самым современную ландшафтную архитектуру.



Автор: Газета «Народное слово»
Просмотров: 375